Летний садЛетний сад, Санкт-Петербург Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан в 1704 году по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. Над его обликом трудились великие мастера: Я.Росен, Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Ф.Б.Растрелли, Ю.М.Фельтен, Л.И.Шарлемань. В своем развитии он прошел путь от скромного голландского сада до великолепной парадной резиденции.
В петровское время Летний сад являлся парадной царской резиденцией, где протекала придворная жизнь Петербурга: там устраивались роскошные балы и гуляния для дворянских семей. Причем часто царские приемы проходили прямо в аллеях Летнего сада, в которых специально для увеселений высшего света сооружались временные гроты, павильоны и даже лабиринты. Летний дворец Петра, возведенный по проекту архитектора Трезини, для этих целей не подходил: строгое, скромно оформленное двухэтажное здание было слишком мало для царских приемов.
Заключительным аккордом в формировании композиции сада стало возведение в 1780-х гг. величественной Невской ограды, сменившей старые петровские галереи.
Как ни мал Летний сад, но на его территории нашлось место для Птичьего двора. Во всех петровских парках устраивались «менажерии», птичьи и зверовые дворы, с вольерами и клетками для животных. В Петербургском царском огороде, по свидетельству очевидца, уже в 1710 году был павильон для певчих птиц и особый Птичий двор, где содержались цапли, журавли, уточки широконоски и другие. А на противоположном берегу Лебяжьей канавки был построен зверинец. Львы, пантеры, леопард, белые и черные медведи и даже слон, подарок персидского шаха, – обитатели первого петербургского зоосада на Большом лугу (нынче -Марсовом поле).
В 1978 году при прокладке труб магистрального водопровода рабочие случайно наткнулись на фундамент Зверового двора. Археологами там было найдено множество глиняных плошек (светильников) и костей животных.
Что же касается Птичьего двора в самом Летнем саду, то его остатки обнаружены там, где он показан на исторических планах: на боскете Главной аллеи, напротив всем известного памятника «дедушке Крылову». На аксонометрическом плане 1760 х годов Птичий двор представлен во всех подробностях. С трех сторон прямоугольную площадку окружали «галдарейки» – навесы с вольером для птиц, а с четвертой –«Голубятня», большой деревянный павильон с высокой сквозной башенкой, откуда гоняли голубей. Купол башенки был увенчан фигуркой голубя. В центре площадки находился круглый мраморный фонтан.
Судя по чертежу, павильон действительно имел восемь больших затянутых проволочной сеткой оконных проемов, что позволяло любоваться птицами, не заходя в помещение. Вероятно, это имел в виду Петр I, когда приказывал «строить голубятню за проволочными решетками (как в Голландии делается)». В сентябре 1719 года князь А. Черкасский распорядился все работы «в окончание привесть»: купол покрыть жестью, полы вымостить путиловскими плитами «квадратнаго фута», а потолки и стены между пилястрами обить холстом. Снаружи деревянный павильон был пестро раскрашен зеленой, белой, желтой и черной красками.
Передача в 2004 г. Летнего сада и Домика Петра I на Петровской набережной Государственному Русскому музею — знаменательный этап в жизни этих уникальных памятников. Сегодня ГРМ выступает заказчиком проектных и реставрационных работ. Появилась возможность комплексно подойти к решению всего спектра проблем, связанных с реставрацией и дальнейшей эксплуатацией этих неординарных памятников садово-паркового искусства и архитектуры Петербурга XVIII–XIX вв.
Русский музей так определил основные положения Концепции реставрации Летнего сада:
1. Необходимость реставрации обусловлена постепенной утратой Летним садом признаков, присущих художественному памятнику: стилистической определенности, завершенности образа, черт исторической достоверности. При этом речь не идет о возвращении ему облика на какой-то условный “период расцвета”. Реставрационные мероприятия должны лишь переместить художественные акценты таким образом, чтобы сделать более наглядным прошлое памятника, замаскированное не столько временными наслоениями, сколько общей деградацией сада.
2. В соответствии с Законом об объектах культурного наследия и учитывая историко-художественную значимость изменений, на протяжении трехсот лет вносимых в облик сада разными эпохами, намеченные реставрационные работы базируются на приоритете сохранения подлинности, историко-культурной ценности памятника.
3. Проект должен включать комплексную реставрацию Летнего сада, как памятника ландшафтной архитектуры, с воссозданием ряда объектов исторически существовавших на его территории, с музеефикацией наиболее сохранившихся элементов, обнаруженных при археологических раскопках, реконструкцию инженерной и хозяйственной инфраструктуры и сохранение зеленого массива сада».
Генеральная проектная организация: ГУП Институт «Ленпроектреставрация» (директор А.Г.Белов) совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (директор и главный архитектор проекта Н.П.Иванов) работают над этой темой с 2002 г. За это время проработана концепция возрождения Летнего сада и выполнен в деталях эскизный проект.
Восстановление композиций четырех главных боскетов: «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Птичник» и «Французский партер», с сохранением памятника И.А.Крылову на историческом месте.
По материалам (www.archi.ru)
В проекте разработки реставрации комплекса деревянных сооружений Летнего сада было принято решение использовать программу DIFFUNDIN, разработанную специально для дерева заводом ALLIGATOR. Этот выбор был сделан не случайно. Реставрация монастырского деревянного ансамбля на о. Валаам, реставрация «Летнего домика Петра 1», объекты деревянного зодчества на Крестовском острове, - программы материалов, разработанные и предложенные технологическим отделом ALLIGATOR, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
Воссоздаваемые объекты Летнего Сада отличаются насыщенным архитектурным убранством, при этом зачастую все элементы или их большая часть выполнена из дерева. Деревянные детали содержат, как правило, и вертикальные, и горизонтальные поверхности. Существуют и сложные по профилю поверхности, например, на балясинах. Сами деревянные элементы могут располагаться в относительно защищённых условиях пространства под карнизом, или же могут быть открыты всем дождям и ветрам. Всё это в совокупности определяет условия эксплуатации объектов Летнего Сада и должно учитываться при построении окрасочной системы.
Для окраски новой древесины за базовую была взята, так называемая, водная окрасочная система, которая включает в себя следующие позиции: водоэмульсионную биоцидную пропитку Diffundin-Holz-Imprägnierung, водно-дисперсионную изолирующую грунтовку Diffundin-Uniprimer, водно-дисперсионную краску по дереву Diffundin-Holzfarbe. Материалы полностью согласуются между собой и образуют единую по типу связующего окрасочную систему. При этом каждый слой обладает своей функциональной особенностью: защита от патогенной микрофлоры и насекомых для пропитки, блокировка диффузии древесных пигментов для изолирующего грунта, собственно защита от внешних атмосферных воздействий с сохранением эластичности и паропроницаемости для финишного окрасочного покрытия.
В случаях, при которых на окрашенные поверхности может быть оказано повышенное воздействие влаги (незащищённые карнизными свесами элементы, кровельная балюстрада и пр.), была применена система с использованием изолирующего грунта Diffundin-Sperrgrund LH на основе алкидных сополимеров. Состав образует более плотную водостойкую плёнку с великолепной адгезией к древесине. Кроме этого, в материале уже присутствуют альгицидные и фунгицидные добавки, позволяющие за один приём решить две основные задачи: блокировки диффузии древесной пигментации и превентивной защиты от плесневых грибков и жучков-древоточцев. После соответствующей экспозиции на схватывание и высыхание поверхности также окрашиваются краской по дереву Diffundin-Holzfarbe.
Таким образом, используя индивидуальный подход для каждого типа поверхностей, в рамках серии DIFFUNDIN можно построить окрасочную систему, удовлетворяющую задачам защиты деревянных элементов объектов Летнего Сада от внешних атмосферных воздействий в условиях городской среды.
Для очистки медной кровли комплекса «Менажерийный пруд» использовалась смывка Abbeizer Bа Uni.
Выполнен: 2010-2011 гг.
|
|