Большой драматический театр им. Г.А. Товстоноговаг. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 65 Здание театра было построено в 1876–1877 гг. на средства графа А. С. Апраксина на принадлежащей ему территории Апраксина рынка, пожалованной ему еще царицей Анной Иоанновной. Согласно изначальному замыслу, под руководством швейцарского архитектора Людвига Фонтана, планировалось создать многофункциональное сооружение, включавшее театр, торговые лавки и трактир.
В дореволюционное время здание претерпело ряд перестроек. Наиболее значительные из них были сделаны в ходе реконструкции 1901–1902 годов, произведенной по проекту А.К. Гаммерштедта и связанной с пожаром 1901 года. К ним можно отнести надстройку северо-западных частей боковых фасадов, замену прямоугольных (лучковых) перемычек проемов лицевого фасада на арочные, переделку аттика. После пожара было принято решение об изменении исторического цвета фасадов - серо-умбристо-коричневую гамму (умбристый - оттенок бурого), сменила более современная зелено-белая, теперь уже привычная для петербуржцев. В то же время были установлены световые фонари, что сильно исказило первоначальное объемно-пространственное решение здания и повлияло на композицию лицевого фасада.
В 1902 году, под руководством художника А. Гуджиари, была выполнена роспись плафонов зрительного зала и фойе. К 1903 году относятся исчезновение части металлического навеса лицевого фасада (северо-восточная ризалита) и изменение конфигурации и габаритов трех окон того же фасада. К 1916 году ряд проемов первого этажа, выходящих на фасады, получили новое заполнение: некоторые из дверных были переделаны в оконные. К 1917 году металлический навес на лицевом фасаде был полностью демонтирован.
В 1917 году здание было национализировано. С 1920-го года и по сей день в нем располагается Большой драматический театр. В советское и постсоветское время здание БДТ опять подверглось переделкам. Перепланировки касались, в основном, помещений бывших торговых лавок, которые получили новые входные проемы из коридоров, а их исторические входные проемы, выходящие на фасады на уровне первого этажа, постепенно переделывались в оконные. В ходе последующих ремонтных работ (демонтажа лестничной клетки после 1955 г., перепланировки мест 3-го яруса зрительного зала в 1974г. и др. работ) был уничтожен первоначальный архитектурный декор в помещении кассового вестибюля и в фойе театра. Так же ряд работ этого периода привел к изменению объемно-пространственного решения здания и композиции его фасадов (надстройка северо-западного фасада четвертым и мансардным этажами в конце 1950-х годов, четвертый этаж в 1974 году получил средние части боковых фасадов, у юго-западного фасада появились несколько пристроек). В 1980-х годах дворовые части боковых фасадов утратили свое историческое, а скорее всего и первоначальное решение, - их покрыли штукатуркой и покрасили.
Лицевой фасад здания театра, в целом, подвергся наименьшим изменениям. Он сохранил до нашего времени то решение, которое приобрел к 1917 году. К изменениям на нем относятся установка новых ваз по сторонам от мансардного этажа (1926 год), появление на картуше в тимпане фронтона аббревиатуры БДТ (1934 год) и упрощение наличников люкарн аттика (1926 год).
По материалам: "www.fgbuszd.ru"
Несмотря на пережитые в царское время пожар, а в советское - многочисленные перепланировки и надстройки, здание БДТ, с момента его постройки в 19 в., не подвергалось никаким серьезным работам по ремонту и реставрации и было закрыто на реконструкцию лишь в середине 2010 года. Тогда здание театра накренилось, и важно было срочно укреплять фундамент, театр поставили на так называемую «табуретку» – железобетонную платформу на 20-метровых сваях.
В ходе обследования технического состояния здания театра было выявлено, что значительная часть строительных конструкций имеет дефекты в виде трещин, протечек, разрушения штукатурного покрытия. Специалисты зафиксировали необходимость проведения комплексного ремонта, усиления здания в целом и реставрации в интерьерах и на фасаде.
Перед специалистами компании Кайман (официальным представительством в России завода ALLIGATOR (Германия)) стояла задача подобрать такую программу материалов, которая полностью отвечала и эстетическим запросам, и реставрационным правилам, и способствовала созданию здорового микроклимата в помещениях, где находятся люди. Конечно, перед тем, как подойти к процессу непосредственной окраски стен театра, были проведены комплексные реставрационные и восстановительные работы с привлечением самых разных специалистов и использованием специальных материалов. Подбор и утверждение цвета на объекте потребовал много терпения и труда от всех участников реставрационного процесса. Под толстым слоем краски и штукатурки, покрывающих стены и потолок с советских времён, были обнаружены уникальные барельефы и старинные рисунки. В процессе расчисток и вскрытия новых слоев, которые по-новому открывали историю, некоторые, уже утвержденные гаммы цветов пересматривались несколько раз и утверждались архитекторами заново.
Фасад
Для максимального укрепляющего эффекта обработки гипсового и керамического декора театра использовалась смесь грунтовок Tiefengrund L-66 и пигментированной грунтовки Grundierfarbe pigm (ALLIGATOR). Двукратное нанесение смеси позволило укрепить старые слои и создать необходимую адгезию к последующему нанесению краски. Окраска гипсового и керамического декора производилась краской, созданной на основе нанотехнологий, которая уже отлично зарекомендовала себя на знаковых объектах Санкт-Петербурга, в том числе, в архитектурном ансамбле Русского музея, Кунсткамере, Павильоне Росси (Летний сад ) и др..
Использование краски Kieselit-Fusion обеспечивает высокую адгезию на органических основах, с одной стороны, и силикатизацию с минеральными основами, с другой. Благодаря нано-технологии краска является очень прочной (класс стойкости к мокрому истиранию 1). Кроме того, она обладает гидрофобностью и способностью к самоочищению. Подобранная комбинация наполнителей и пигментов в соединении с микроструктурой поверхности действует фотокаталитически, что означает распад грязи под воздействием света. Высокая укрывистость, блеск краски, высокое постоянство цвета и устойчивость к ультрафиолетовому излучению в сочетании с показателями коэффициента влагопоглощения и паропроницаемости сохранят фасад на долгое время в отличном состоянии. На основное поле фасадной стены театра шла классическая силикатная программа ALLIGATOR c финишной краской Kieselit-Fassadenfarbe. Этот материал, как и все силикатные продукты, обладает высокой паро- и СО2 проницаемостью, но помимо этого содержит в своем составе силиконовые добавки, которые добавляют водоотталкивающие свойства, кроме того, этот материал предотвращает образование конденсата внутри подложки, что немаловажно для исторического фасада. Использование системы грунтовок: Kieselit-Grundiermittel (грунтовка глубокого проникновения) и Kieselit-Grundierfarbe (грунтовочная краска) позволило обеспечить идеальную связь финишного окрасочного слоя с основанием.
Внутренние помещения
Внутренние помещения требовали не только качественного высоко профессионального покрытия, но и должны были учитывать сложные решения по цветовому оформлению. К варианту утверждения гаммы цветов имели отношение и реставраторы, и историки, и архитекторы. В процессе подбора нужного тона и цветового решения специалистами Каймана было сделано порядка 60 выкрасов. Основываясь на многогранности требований Заказчика, выбор краски для внутренних работ был сделан в пользу материала под названием PHONIX, который позиционируется как продукт ПРЕМИУМ - КЛАССА в России и в Европе. Помимо того, что в краске отсутствуют пластификаторы и вредные летучие вещества, она отлично колеруется, имеет 1 класс стойкости к мокрому истиранию. Краска была испытана в государственной лаборатории «Противопожарной защиты в строительстве «FIRE-CONTROL» и имеет сертификат соответствия.
Более подробную информацию о применении технологии Alligator на объекте Вы можете прочитать в статье.
|
|